Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Сверхлегкая авиация — что за спорт?

23.11.2017, 23:23      Новости Александрова

Об александровце Андрее Щеколдине, спортсмене сверхлегкой авиации, газета «Уездный город А» писала неоднократно в связи с его победами на различных российских и международных соревнованиях. И вот очередная победа на четырнадцатом чемпионате Европы по сверхлегкой авиации, который состоялся в Венгрии. Причем впервые в истории нашей страны у российской команды в личном первенстве две золотые медали, одна из которых — у Андрея Щеколдина. О своей победе и о том, что такое сверхлегкая авиация он расскажет сам.

Знакомые и друзья задают частенько вопрос: «Что за спорт такой, сверхлёгкой авиации?» В двух словах, это ориентирование на местности при помощи карты и компаса. Только делаете вы это на дельталете, самолете или автожире. Причем можно в одноместном варианте или в двухместном, со штурманом. Я летаю один на «дельтике». В отличие от спортивного ориентирования бегать по лесу с картой и напрягаться физически не надо. Но нужно уметь летать в непростых погодных условиях над неизвестной местностью. Так называемые навигационные упражнения бывают «по известному маршруту», когда на выданной вам карте уже нарисован маршрут и «по неизвестному маршруту», который необходимо нарисовать самостоятельно, используя полученную в полете информацию. Самое главное — это научиться летать строго по линии заданного пути (ЛЗП). По прямой несложно, а вот по криволинейному маршруту нужна тренировка. Также вам будет трудно найти на маршруте фотографии, которые выдаются вместе с картой перед вылетом. На прохождении «ворот» и поиске фотографий зарабатываются основные очки. По правилам соревнований, отклонение 90 градусов и более штрафуется «баранкой» за упражнение так же, как посадка вне аэродрома.

Вот, вкратце, что такое спорт сверхлегкой авиации. Спорт не зрелищный, как футбол, хоккей или биатлон, но он очень интересен самим участникам соревнований.

Для меня прошедший чемпионат сложился удачно, даже более того. Наконец-то Фортуна повернулась ко мне лицом, да еще несколько раз. Хочется рассказать о трех эпизодах за время проведения этого мероприятия, которые могли стать переломными и отобрать победу.

Первый — это ураган, который обрушился на аэродром накануне открытия соревнований. У нашей команды пострадало 50% техники. У других команд такая же картина. Палаточный лагерь был сметен. Шифером, сорванным с крыши ангара, был разбит автожир Кости Лужецкого, он был вынужден приобретать новый ротор. Перевернуло на мачту крыло Володи Чупаркова. У Паши Будникова дельталет так потрепало, что пришлось отвозить обшивку в ремонт. «Урал» Димы Барсукова опрокинуло на винт. У Илюхи Орлова в клочья разорвало палатку. Пострадали все. Я свое крыло не смог удержать, оно улетело, отшвырнув меня в сторону, и, кувыркаясь, скрылось в темноте в направлении польского лагеря. Я не сразу поверил своим глазам, когда обнаружил своё крыло, лежащее между палаток на ровном клочке земли, без видимых повреждений и разрывов обшивки. Слава Богу, что никого не накрыло из людей. Но соревнования оказались под срывом. Посоветовавшись со всеми, организаторы решили открыть соревнования, но дать два дня на восстановление аппаратов.

Мне пришлось полностью разобрать крыло с целью выявить скрытые поломки и дефекты. Потом был психологически очень тяжелый облет, мне было страшно летать. Крыло летело не как раньше, вело в сторону. Спасибо Василию Тараканову, который взялся мне помочь. Под его чутким руководством крыло с пятого раза полетело, а вместе с этим вернулась ко мне уверенность.

Второй случай, когда улыбнулась удача, произошел в первом же упражнении. 180 километров, так называемая «шестеренка». Полет по кривой с поиском фото и поворотных пунктов. Всё удачно складывалось, фотографии находились, поворотные точки тоже, оставалось километров сорок. Как вдруг вырубился один цилиндр моего двухцилиндрового движка. Обороты упали, а нездоровая вибрация очень сильно настораживала. Ухожу с маршрута и начинаю искать площадку для безопасной посадки. Настроение поганое. Определился с площадкой, снял очки, сбросил «газ» и начал строить заход. Нежданно заработал второй цилиндр. Садиться? Приземлиться? Значит, заработать ноль очков, подписав себе тем самым приговор о проигрыше. Попробую еще повисеть в воздухе, может, определюсь с проблемой. В этот момент опять вырубает цилиндр, только уже другой. Надо попробовать прикрыть воздушную заслонку карбюраторов, может, поможет. Помогло. Ура! Работают оба цилиндра. Решил продолжить полет, если что, сяду, не впервой. С трудом долетел до финишных ворот, находя фото и поворотные пункты, время от времени играя воздушной заслонкой и поглаживая свой дельтик по боку. После приземления бегу в стан российской команды. Ищу нашего механика Данилу Антонова. Диагностику и ремонт производили в карантинной зоне при тридцатиградусной жаре. За пятнадцать минут до выдачи задания на упражнение мы закончили, я даже успел расслабиться и полежать в тени крыла. В вечернем полете двигатель работал устойчиво, без сюрпризов, но нервное напряжение зашкаливало. Вознаграждением за мои испытания была бутылка вина от организаторов, как лучшему пилоту в «одноместках» по итогам дня. Макс Семёнов с женой были лучшими в двушках.

Ну, а третий сюжет произошел в крайний день соревнований. За три дня навигационных упражнений я набрал лучшее количество очков и был лидером, да еще с отрывом. Летали много и далеко. Были маршруты вдоль берега озера Балатон, летали в Словению, в Хорватию, в гористой местности красивые маршруты. В заключительные дни организаторы решили провести упражнения на экономичность. Я прекрасно понимал, что здесь буду проигрывать — мой аппарат не самый экономичный. Одно из упражнений — кто дальше улетит на восьми килограммах бензина и вернется. На аэродроме надо проехать 100 метров, не заглохнув. Сначала я шел раньше графика по бензину, потом выровнялся с запланированным и вот у меня на приборе высвечивается единица, раньше, чем предполагалось. Один литр. Когда будет ноль, мне останется не более пяти минут до полной остановки. Высота 600 метров, аэродрома еще не вижу, далеко. И тут я запаниковал. Понял, что не долечу. Представил, как отреагирует команда. Они же все понимают, что мне нужно только долететь, и победа будет в кармане. Наверняка ждут, смотрят в небо с надеждой, а я… Решил: «Буду тянуть до последнего». Упёр ручку в передний пилон. Скорость минимальная, практически на срыве, обороты сбросил до 3000, иду с небольшим снижением. Стало тихо, время замедлило свой ход. Как хочется побыстрее долететь, а нельзя быстрее, расход бензина увеличится. Я смотрю на «единицу», а она на меня. Нулевая линия на карте всё ближе, ближе. Подхожу к аэродрому, выключаю двигатель, выпускаю шасси, заход. Надо поближе сесть к стометровому коридору и его проехать на заведённом моторе. Вижу команду, смотрящую в мою сторону. Они же не знают: я заглушился или заглох, заведусь или не незаведусь. Дельтик остановился у коридора, тишина. Рука тянется к кнопке запуска. Движок запустился вместе с приветственными криками нашей команды. Я рад, что вы рады за меня. Еду по стометровому участку и начинаю понимать, что вроде как выиграл. Выиграл!

Андрей Щеколдин, фото из архива автора.

Источник: www.alexnews.info
 Читайте также:

Светлана Орлова вновь посетила Александров

Возможно, это самый неоднозначный визит губернатора в Александровский район. Всего два с половиной часа открытой официальной части, и совещание в районной администрации. Школа №1, центральная библиотека, строительная площадка Ледового дворца, именно эти три объекта Светлана Ор..

Церковь принимает всё, кроме греха

В Александровской епархии в рамках III Рождественских образовательных чтений состоялась пресс-конференция для представителей средств массовой информации, на которой руководители епархиальных отделов рассказали о поисках и методах взаимодействия церкви и общества. Рождес..

Светлана Дмитриева: «Наш большой дом живет интересной жизнью»

Трудно представить, но детищу Александровского радиозавода,  Дому культуры «Юбилейный» в конце 2017 года исполняется пятьдесят лет! Точная точка отсчета -  5 ноября 1967 года. Многие александровцы помнят, как начиналось и велось строительство главного городского очаг..

В Балакирево состоялся фестиваль «Радуга»

Александровскому району жаловаться на количество фестивалей разной направленности не приходится. Есть и проверенные годами, есть и новые. К числу новых и очень удачных праздников творчества смело можно отнести фестиваль детского самодеятельного творчества «Радуга». О..

Очередной скандал в штабе Навального

Увидев этот материал на просторах «Интернета», редакция пришла к выводу, что он должен быть представлен широкому кругу читателей. Мир еще не преодолел последствий мирового финансового кризиса, Запад злобствует по поводу санкций, поскольку они стали для него топором, ..

Сверхлегкая авиация — что за спорт?

Об александровце Андрее Щеколдине, спортсмене сверхлегкой авиации, газета «Уездный город А» писала неоднократно в связи с его победами на различных российских и международных соревнованиях. И вот очередная победа на четырнадцатом чемпионате Европы по сверхлегкой авиации, котор..

Сын главы города Александрова обвиняется в бандитизме и разбое

Младшего сына председателя городского Совета депутатов, главы города Александрова Михаила Романова обвиняют в бандитизме. Уголовное дело передано во Владимирский областной суд. Следователи считают, что Илья Михайлович Романов был причастен к вооруженной группе, которая орудова..

Андрей Володин: «Где коррупция, в которой вы меня обвиняете?»

В Александровском городском суде продолжается рассмотрение уголовного дела экс-начальника ОМВД России по Александровскому району Андрея Володина . Наш журналист, как обычный слушатель, наблюдает за судебным процессом, который оказался весьма интересным и занимательным. ..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство